Профилактика нарушений зрения у школьников
Из всех органов чувств особая роль отводится зрению. Восприятие окружающего мира детьми происходит за счет способности видеть. Давно известно, что глаза воспринимают 90 % информации. Снижение зрения ухудшает качество жизни. Поэтому очень важно с детства беречь зрение.
За последние годы отмечается рост числа детей, страдающих зрительными расстройствами. Это очень серьезная социальная проблема, которая ограничивает жизнедеятельность, а в некоторых случаях приводит к инвалидности. Первое место в структуре этих расстройств занимает близорукость (миопия). За последних 10 лет заболеваемость близорукостью детей и подростков выросла в 1,5 раза.
В возникновении зрительных расстройств у школьников имеют значение факторы внешней среды (режим обучения, повышенные нагрузки на зрительный аппарат в условиях его работы на близком расстоянии, недостаточное освещение, не соответствующая нормам школьная мебель), а также нерациональное питание, недостаточная двигательная активность, нарушение осанки, ослабление организма в результате перенесенных инфекционных заболеваний.
А в последнее время появились дополнительные факторы, приводящие к нарушению зрения у детей. Значительно увеличилась зрительная нагрузка у учащихся из-за усложнения общеобразовательной школьной программы, внедрения компьютерных обучающих технологий, а также широкого использования в быту персональных компьютеров.
Наиболее частой причиной снижения зрительных функций у детей являются аномалии рефракции – это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
В школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Но, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.
Профилактическая работа по охране зрения детей должна включать ежегодную проверку остроты зрения с целью выявления зрительных нарушений, проведение школьно – гигиенических мероприятий и организацию полноценных условий для домашних занятий школьников.
Эффективность профилактики зрительных расстройств у школьников зависит от организации учебно – воспитательного процесса, постановки физического воспитания в школе и образа жизни семьи.
Профилактика зрительных нарушений у школьников заключается в соблюдении и выполнении следующих рекомендуемых мероприятий:
- соответствие размеров мебели росту и пропорциям тела учащегося (в I - IV классах лучше использовать парты, имеющие приспособление, позволяющее установить крышку с наклоном 7 - 12 градусов)
- правильное положение тела (посадка) учащегося во время занятий
- оптимальное освещение класса
- кратковременные перерывы в середине каждого урока для снятия зрительного утомления (рекомендуется делать 3 - 5 минутные паузы с выполнением комплекса упражнений гимнастики для глаз)
- активный отдых с использованием подвижных игр во время перемен
- полноценное и разнообразное питание, содержащее достаточно витаминов
- рациональный режим домашних занятий школьника (продленный отдых ученика на свежем воздухе; ограничение зрительной нагрузки работой, не связанной с выполнением школьных заданий)
- правильно организованные условия для занятий ребенка в домашней обстановке
- соблюдение режима дня, достаточная продолжительность сна
- использование "Физкультминутки для глаз" через каждые 20 -25 минут зрительной работы (для первоклассников перерывы должны быть через каждые 10 минут)
- время приготовления домашних заданий учащимся начальных классов не должно превышать 1 часа 30 минут, для старшеклассников - 4 часа
- оптимальное время непрерывной работы за компьютером для младших школьников должно быть не более 10 минут, для учащихся VII - VIII классов 15 - 20 минут, для старшеклассников 25 - 30 минут
- пропаганда здорового образа жизни, борьба с вредными привычками
- санитарное просвещение родителей по вопросам профилактики зрительных нарушений у ребенка
- оздоровительные мероприятия (регулярная утренняя гимнастика, закаливание, активный отдых на открытом воздухе, занятия спортом, участие в туристических походах).
Соблюдение гигиены зрения в школе и дома, здоровый образ жизни, личный пример и участие родителей являются основными факторами в профилактике зрительных расстройств у детей и подростков и сохранению у них полноценного зрения.
Берегите зрение!
Подготовила Цыганова Е.Г., заведующий офтальмологическим отделением УЗ «4-я ГДКБ».