Стол справок:
+375 17 325-37-72
пн-пт с 08:30 до 18:00

Приёмное отделение:
+375 17 347-38-66
будние дни после 18:00, выходные

Телефон платных услуг:
+375 17 320-74-66

Офтальмологические услуги
(по талонам):

+375 17 338-18-71

Роль семьи в развитии речи ребенка

 

Семья определяет очень многое в жизни ребенка. Ведущая роль в становлении и развитии ребенка принадлежит семье. В детском саду, школе ребенок попадает в искусственную речевую среду, которая призвана оптимально развивать речь в соответствии с возрастом. Но главные навыки он приобретает в своей семье, не являются исключением и навыки правильной речи.

Речь развивается постепенно, только при благоприятном речевом окружении. Она формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Часто родители думают, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Речевые нарушения обусловлены врожденными и приобретенными патологическими факторами, но особое внимание хотелось бы обратить на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особое значение имеет речевая среда. Полноценное речевое развитие ребенка невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее вредных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Не следует игнорировать речевые проблемы, которые отмечаются у ребенка.  Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все станет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно повторяют за родителями, принимая за образец речь взрослого. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в городе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых нарушений и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

  • Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  • При общении с детьми раннего возраста проговаривание действий, называние предметов (накапливание пассивного словаря).
  • Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  • Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  • Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  • Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  • Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  • Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Конечно, соблюдение этих правил не избавит от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.

 055

Подготовила учитель-логопед УЗ «4 ГДКБ»

Татьяна Валерьевна Трухан