Стол справок:
+375 17 325-37-72
пн-пт с 08:30 до 18:00

Приёмное отделение:
+375 17 347-38-66
будние дни после 18:00, выходные

Телефон платных услуг:
+375 17 320-74-66

Офтальмологические услуги
(по талонам):

+375 17 338-18-71

Ложечка за маму, ложечка за папу…

 Рациональное питание детей раннего возраста является одним из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Особого внимания требует организация питания детей до 3-х лет, ибо в раннем детстве адекватное питание имеет более важное значение, нежели во все остальные периоды жизни.

Питание ребенка начинается задолго до его рождения и связано с внутриутробным поступлением основных пищевых веществ, а, следовательно, напрямую зависит от питания будущей матери. Поэтому, рацион питания беременной и кормящей женщины должен содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов.

Питание детей первого года жизни является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, оптимальное психомоторное и интеллектуальной развитие, устойчивость к действию инфекций и различных неблагоприятных факторов внешней среды. Одним словом, неправильное питание в раннем детском возрасте приводит к серьезным дефектам.

Первый год жизни ребенка характеризуется быстрыми темпами роста и развития. Поэтому для детей первого года жизни  грудное вскармливание является идеальным питанием, способствующее наиболее полноценному физическому и умственному росту и развитию, а так же  оказывает положительное уникальное воздействие не только на здоровье ребенка, но и матери. Кроме того, что женское молоко идеально соответствует адаптационным возможно­стям ребенка, физиологическим особенностям желудочно-кишечного тракта, уровню обменных процессов, оно  содержит большое количество биологически активных веществ и защитных факторов, оказывающих влияние на рост, развитие, иммунологическую резистентность, интеллектуальное и нервно–психическое развитие.

При невозможности грудного вскармливания или при недостаточном количестве грудного молока - ребенок переводиться на искусственное либо смешанное вскармливание. На современном этапе развития пищевой промышленности существует множество лечебных и адаптированных смесей. Смесь подбирается индивидуально врачом-педиатром.  В случае, когда ребенок на смешанном вскармливании, следует помнить: сначала ребенок ест грудное молоко, а затем докармливается смесью.

Примерно в возрасте шести месяцев потребности ребенка в энергии и питательных веществах начинают превышать тот уровень, на котором они могут быть удовлетворены грудным молоком, и введение прикорма становится необходимым. В этом возрасте ребенок готов к употреблению других пищевых продуктов и по своему развитию. Не введение прикорма по достижению ребенком возраста шести месяцев или ненадлежащее введение прикорма могут сказаться на росте и развитии ребенка. К введению прикормов следует подходить строго индивидуально. Рекомендации  по введению прикорма дает участковый врач-педиатр. Все прикормы вводятся небольшими порциями (1-2 чайные ложки) в течение 3-х дней. В этот период у мамы есть время понаблюдать за ребенком и за реакцией на введение прикорма (появление сыпи, зуда или других аллергических проявлений). При появлении аллергической реакции на прикорм следует сразу обратиться за медицинской помощью. Нельзя вводить в рацион питания новые продукты,  если ребенок болен и за семь  дней до и после проведения вакцинации.  Последующие прикормы вводятся в питание через 2 недели после того, когда достигнут максимальный возрастной объем предыдущего прикорма. Введение прикормов следует начинать с моно компонентного продукта, это позволяет матери отследить возможность аллергической реакции или непереносимости какого- либо продукта питания. До 1 года следует исключить из рациона питания: курицу, цыпленка, морепродукты, бульоны, сахар, какао, шоколад, консерванты, копчения, соления, маринады, квашения, т.к. это высоко аллергенные продукты.

Это основные принципы введения прикормов у здоровых детей. При наличии у ребенка атопического дерматита от введения прикормов отказывать нельзя.  Принцип несколько иной – сначала вводятся по срокам все моно компонентные прикормы, а затем диета постепенно расширяется. Расширение диеты проводиться под контролем врача-педиатра, а при необходимости, и аллерголога.

У детей старше года, учитывая несовершенство и функциональное становление ферментативного аппарата желудочно-кишечного тракт,  детское питание должно сохранять  диетическую направленность (механическое, химическое и термическое щажение). Механическое щажение достигается исключением грубой и жирной пищи, хорошим развариванием пищевых продуктов или тщательным их измельчением. Термическое щажение предусматривает исключение слишком холодной или горячей пищи. Питание должно быть адекватно по качественному и количественному составу. В качестве индикатора оценки количественной адекватности питания выступает масса тела, если она соответствует рекомендуемой для определенной возрастно-половой группы, значит питание энергетически адекватно. Качественная адекватность питания – достаточное поступление основных  питательных веществ, особенно их незаменимых компонентов, которые не синтезируется в организме и обязательно должны поступать извне, а также сбалансированность питательных веществ между собой. В детском питании соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:4.

Основы пищевого поведения формируют родители  у ребенка до 3-х лет.  Поэтому,  кроме соответствующего качества и количества пищи,  у ребенка должно быть оборудовано место для приема пищи и необходимые столовые приборы (тарелки, ложки, чашки, поильники). Гигиену и культуру питания привить ребенку можно, соблюдая режим и эстетику питания, сервировку стола и разнообразие приготовляемой пищи. Нельзя ребенка насильственно заставлять есть, во время еды постоянно одергивать, ругать, кричать, отвлекать и веселить. Пища, съеденная с удовольствием, усваивается значительно лучше.

Подводя итог, хочется отметить, что выше изложены основные принципы здорового питания и формирования культуры питания у детей до 3-х лет. Подход к ребенку должен быть строго индивидуальный.

И помните:  здоровье наших детей в наших руках и наших совместных усилиях!