О половом воспитании подростков
Половое воспитание – система медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.
Родители, желающие, чтобы их ребенок вырос счастливым и успешным, с самого его рождения начинают задумываться над правильным воспитанием. Важно научить ребенка взаимодействовать с окружающим миром, открыто выражать свои чувства, активно познавать новое, достигать своих целей и многому другому, без чего невозможно гармоничное развитие личности.
Важно помнить, что половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Содержание полового воспитания составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами.
Подростковый возраст относится к пубертатному периоду (от 11-13 до 16-18 лет) психосексуального развития. Он связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет.
Половое воспитание подростков имеет свои особенности. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения взрослеющего ребенка. Период полового созревания связан также с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, причем у мальчиков в среднем пик скачка роста приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек скачок роста обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший более медленный рост может продолжаться еще несколько лет).
Появляются вторичные половые признаки — внешние признаки полового созревания в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.
Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь. Ведь подросток уже чувствует себя взрослым и стремится к независимости.
В этот период детские компании в основном формируются из подростков одного пола, а дружба между мальчиками и девочками нередко переходит в романтическую привязанность. Такая дружба-любовь воспитывает у подростков стремление ухаживать и заботиться друг о друге, нежность и преданность. Происходит примерка взрослых ролей мужчины и женщины. Родителям важно бережно относиться к первым чувствам своих детей, не насмехаться и не критиковать их!
Противоположный пол вызывает у подростков сексуальный интерес, возникает множество вопросов, ответы на которые дети чаще всего получают через просмотр фильмов или беседы со старшими товарищами. Родителям подростков важно, открыто и честно, разговаривать со своими детьми на темы секса, воспитывать положительное отношение к интимной стороне отношений. При этом необходимо предостеречь детей от ранней сексуальной близости, рассказать о ее возможных негативных последствиях для юного организма.
Например, расскажите сыну или дочери:
о том, что существуют приемлемые морально-этические принципы в разных культурах, обществах, просто у разных людей, об их неодинаковости;
о физических и физиологических изменениях, происходящих в его организме, о «гормональных бурях» этого возрастного периода;
о биологических аспектах репродукции (строением мужских и женских детородных органов и половых клеток);
о том, что ведущим мотивом вступления в первую половую связь, у подростков является: в 13–14 лет – интерес и любопытство, в 15–16 – жажда переживаний и потребность в сексуальной разрядке, а в 17 лет и старше доминирует любовь. Но есть одна закономерность, когда мальчики и девочки, вступившие в интимную близость в 13–15 лет, в дальнейшем, как правило, ведут беспорядочную половую жизнь, часто меняют партнеров, крайне нетребовательны в их выборе, физическая близость становится для них самоцелью;
о том, что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания. В пользу этого факта свидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера. Ведь, чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепление организма в целом - скелета, мышц, мозга и связанных с ним функций высшей нервной деятельности. Выходом может служить сублимация - трансформация сексуальной энергии в творческую;
о том, что незащищенные половые контакты приводят к незапланированной беременности, а также к распространению не только множества инфекций, передаваемых половым путем, но и ВИЧ-инфекция;
о безопасных сексуальных отношениях (о презервативах и половой зрелости важно говорить, прямо и открыто объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванный половой акт может предотвратить беременность и пр.);
о том, что в современном обществе мало адаптивными являются установки на многоженство, брак без секса, свободную любовь, промискуитет (неупорядоченные половые отношения, присущие первобытному обществу и сексуально незрелым субъектам);
о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);
о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих. О том, как сказать «нет», как противостоять влиянию сверстников и среды, направленному на вовлечение их в сексуальную активность;
об учреждениях, где можно получить психологическую и медицинскую консультации (центры, дружественные к подросткам и молодежи).
Хорошее половое воспитание начинается с того, что мы не должны проявлять беспокойства по поводу секса, уважать целомудрие наших детей, всегда отвечать на их вопросы и давать им понять, что мы считаем сексуальную тему приятной, интересной, естественной и сугубо личной, но не запретной.
Только близкие и доверительные отношения между родителями и детьми помогут подростку успешно пройти через период взросления, сформировав правильные мужские и женские качества.